Рождественские образовательные чтения в Мглинском благочинии стали традиционным церковно-общественным форумом, на котором обсуждаются актуальные вопросы церковной и общественной жизни.
В рамках IV-х Рождественских образовательных чтений Мглинского благочиния в 8 классе Мглинской СОШ №1 с благословения благочинного Мглинского церковного округа протоиерея Василия Климчука прошло мероприятие «Три духовные обители Великого Петра». Занятие провела помощник благочинного по работе с молодежью, преподаватель школы Светлана Александровна Рыжакова.
Обращаясь к учащимся, Светлана Александровна обозначила, что в связи с празднованием в 2022 году 350-летия со дня рождения Российского императора Петра I, тема Рождественских чтений определена как: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Восьмиклассники познакомились с понятием «секуляризм» и выступили с докладами о содержании церковной реформы императора, которая неоднозначно оценивается в истории.
Учитель отметила, что, несмотря на то, что прогрессивную и выдающуюся личность Петра I трудно назвать поборником интересов церкви, тем не менее, были в жизни императора как минимум три духовные обители, строительству которых он активно способствовал: Троицкая церковь, Петропавловский собор и Александро-Невская лавра.
Из рассказа преподавателя и представленной презентации учащиеся узнали, что Троицкая церковь некогда была главным храмом Санкт- Петербурга, но не дожила до наших дней. Петр I лично принимал участие в ее строительстве. А позднее – посещал два-три раза в неделю, читал Апостол и пел, стоя на клиросе. В 1714 году Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь в присутствии царя с семьей и приближенными совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В настоящее время на месте снесенного Троице-Петровского собора действует храм-часовня Троицы Живоночальной.
Большой интерес у учащихся вызвала история Петропавловского собора. Петр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого в Москве.
Строительство деревянной церкви началось в 1703 года на территории только что заложенной Петропавловской крепости. В 1712 году заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. Строительство храма велось на протяжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I, который в этом соборе и покоится.
Преподаватель рассказала учащимся и о том, как в далеком 1710 году великий царь Петр I поручил начать строительство Александро-Невского монастыря в память о победе русских войск над шведскими под предводительством новгородского князя Александра Невского. Этот глубоко почитаемый Петром святой стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в новую столицу. В 1797 году монастырь приобрел статус лавры.
По завершении занятия учитель познакомила учащихся с выставкой книг, посвященной Петру Великому, организованной школьной библиотекой. В итоге мероприятия дети пришли к выводу, что Петр I – выдающаяся личность Русского государства и на примере его преобразований мы можем увидеть, что и в секулярном обществе есть место религиозности, которую мы, православные христиане, должны сохранить в наше непростое, полное противоречий время.