Высшей духовной ценностью, данной нам Богом через святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, искони считался церковнославянский язык, который во все времена был и остается животворным источником родного слова, духовной основой современного русского литературного языка. Церковнославянский язык – это язык, возвышенный над мирской суетой, язык Церкви, богослужения, богообщения.
Изучение церковнославянского языка детьми имеет неоценимое воспитательное и образовательное значение в духовном становлении личности ребенка. Славянские буквы, слова, евангельские изречения, заповеди, тропари, притчи, их анализ с точки зрения выявления благодатных, душеполезных смыслов и выразительности языка являются неисчерпаемым источником обогащения духовного мира детей.
Занятие по церковнославянскому языку прошло в воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Мглина. Урок провела преподаватель школы матушка Ольга Николаевна Климчук.
В начале занятия Ольга Николаевна напомнила ребятам историю возникновения церковнославянского языка. Юные христиане узнали, что в середине девятого века братьями Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит, получивший название “глаголица». Широкого распространения на Руси этот алфавит не получил. Позднее учеником Кирилла — Климентом был создан другой алфавит, который стал называться кириллицей. Кириллица стала использоваться для записей священных текстов. Так возник церковнославянский язык. В его основе лежал язык древнерусский. Отличия заключались в том, что на древнерусском разговаривали в быту, а церковнославянский был для молитв и общения с Богом.
Вниманию детей была представлена азбука церковнославянского языка с изображением букв и их названиями, в этимологии которых заложены азы мудрости, основы христианской жизни. Получив раздаточный материал (памятку по изучению церковнославянского языка с алфавитом и список сокращенных слов), ребята смогли сравнить русский и церковнославянский алфавит по количеству и написанию букв и познакомились с понятием «титло» – знаком, который используется для сокращения слов и обозначения числовых значений.
Усвоив азы языка, юные лингвисты под чутким руководством преподавателя приступили к практической части урока. Ребята попробовали прочитать отрывки из богослужебных книг, в том числе из «Апостола» – богослужебной книги, по которой ранее обучались грамоте в церковно-приходских школах. Ученики пришли к выводу, что при кажущейся сложности, церковнославянский язык – наш родной язык и многие слова в нем не изменили своего значения и воспринимаются интуитивно. Кроме чтения богослужебных текстов, дети поупражнялись и в написании, старательно выводя в тетрадях свои имена на непривычном для них языке.
Урок по изучению церковнославянского языка вызвал большой интерес у ребят и, несомненно, такие занятия будут способствовать интеллектуальному обогащению подростков, позволят им почувствовать себя «жителями» не просто определенного отрезка истории и вполне конкретной страны, но ощутить себя частью огромной православной культуры, преемственно передающей свои традиции на протяжении многих столетий.