|
|
15 Февраля 2016
Встреча с Богом
Сретение Господне празднуется Святой Русской Православной Церковью 2/15 февраля как один из великих двунадесятых непереходящих праздников.
На сороковой день после рождения, по древнему обычаю, Пресвятая Богородица принесла Младен¬ца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его как первенца Господу.
В это время в Иерусалиме жил благочестивый человек по имени Симеон, который был исполнен Духа Святого и ожидал пришествия Мессии. Ведомый Промыслом Божиим, он пришел в храм в то время, когда туда принесли Младенца Иисуса. В этот момент у него открылись духовные глаза и он узнал в этом маленьком человеке обещанного Избавителя, узнал Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Пораженный и обрадованный встречей (сретение - встреча), он взял Иисуса на руки и произнес слова, которые мы теперь слышим каждый день на вечернем Богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеи всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израи¬ля».
Здесь же присутствовала святая Анна; ей было восемьдесят четыре года, она постоянно находи¬лась при храме. Увидев Иисуса и услышав проро¬чество о Нем старца Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рожде¬нии Мессии Христа.
У этой истории есть своя предыстория.
Из Священного предания мы знаем, что старец Симеон был среди 70-ти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий по просьбе египет¬ского правителя Птоломея II Филадельфа в 285 г. до Р.Х. Этот перевод впоследствии стал называться «переводом Семидесяти». Симеону выпало переводить книгу пророка Исайи. Дойдя до стиха, в котором говорилось: «Се Дева во чреве примет и родит сына...» (Ис. 7, 14), он подумал, что здесь ошибка - не может девушка, не имеющая мужа, родить ребенка. Взяв скребок и занеся руку над текстом с желанием исправить слово «Дева» на слово «жена», он внезапно был остановлен Ангелом, который и предрек ему, что пока он не увидит исполнение пророчества, не умрет.
Эта встреча произошла спустя много лет, когда Богомладенца Христа принесли в храм. Два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символи¬зировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой на спасение, а Младенец Иисус - основание нового союза человека с Богом.
Жертва приносилась в знак очи¬щения и в знак благодарности Богу. Когда человек благодарит, обычно это выражается в том, что он нечто от себя отрывает и дает другому. И при принесении младенца во храм приносили с собой и жертву. Тогда у немногих людей были деньги, и жертва была установлена в форме приношения птиц, которые отдава¬ли на храм, и они шли в пищу свя¬щеннослужителям или обслуживаю¬щим храм людям.
Но смысл духовный того, что Ма¬терь Божия пришла в храм, не в этих жертвах и не в очищении, в котором Она не нуждалась, потому что была Приснодевой, а в поставлении перед Богом. Этот обычай перешел и в Церковь Господню: крестить ребен¬ка на сороковой день после рожде¬ния в память о Сретении Господнем, чтобы с самого младенчества своего человек посвящался Богу. Хотя дитя еще не имеет веры, и не может отли¬чить правду от лжи, и не знает грамо¬ты, но родители, принося его в храм, как бы ручаются Богу за него, что он будет воспитан в богопочитании, в любви к Богу и к закону Божию.
В наше время суть поставления че¬ловека перед Богом выхолостилась. Родители, принося ребенка крес¬тить, часто даже и не думают о том, что они посвящают его Богу, у них на этот счет бывают какие-то другие со¬ображения, а иногда и никаких со¬ображений, а просто: вот так приня¬то, и мы так будем делать. На деле же, когда родители приносят в храм младенца, они тем самым свидетель¬ствуют перед Богом: то, что Ты нам дал, Господи, мы отдаем Тебе. Ведь действительно младенец — это дар Божий, потому что не от родителей зависит его рождение, они не могут повлиять даже на цвет волос будуще¬го ребенка. Как Богу угодно, такой младенец и будет. Поэтому нам нужно постоянно возвращаться мыслью к Богу, посто¬янно стараться иметь память о Боге, постоянно помнить, что мы дети Не¬бесного Царя и посвящены Богу. И эта память Господня удержит нас от множества грехов, потому что нас будет охранять чувство глубокой ответствениости, сознание, что мы не просто люди, что за каждого из нас пролита Свя¬тая Кровь Господня. Поэтому мы не имеем права грешить, не имеем пра¬ва искать своего, искать своей славы, исполнения своих желаний, а долж¬ны искать только воли Божией и того, как бы Господу угодить и как Его порадовать. Каждое свое дело, каждое слово нам надо проверить.. Вот ты собираешься неч¬то сделать, а задумайся на минутку, задай себе вопрос: на тебя смотрит ГОСПОДЬ Иисус Христос, Который пролил за тебя Святую Кровь на Гол¬гофе,— как Ему, понравится ли то, что ты сейчас делаешь? Понравится ли Ему то, что ты сейчас говоришь?Понравится ли Ему та мысль, которую ты смакуешь в своей голове? Нет, ответит совесть, и станет стыдно и противно, и скажешь: прости меня. Господи, я увлекся не туда; Я согрешил, я отошел от Тебя, я хотел сделать то, что неугодно Твое¬му величию.
Встретить Господа мы можем также и на других путях нашей земной жизни: в наших добрых делах, в нашей истинно христианской любви к людям. В день последней и неизбежной для всех нас встречи с Господом Небесный Судья спросит нас об этом. Что ответим мы Спасителю, если в душе нашей будет мало добра? Скажем, что не знали истинного пути? Но он указан нам в святом Евангелии, в апосто¬льских посланиях, в учении святых отцов Церкви. Будем оправдываться, что слабы? Но мы всегда могли обратиться к Церкви, к хранимым ею святым Таинствам и получить все необходимое для жизни и благочестия. Нет, не будет оправдания, нашей беспечности! «Желаете сретить Господа, - обраща¬ется ко всем нам святитель Феофан Затворник, -поревнуйте о чистоте... Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию - исполнение заповедей... Поревнуйте же исполнить заповеди, и вступите в область чистоты, и сретите Господа...
Не подумай кто, что для сего надо делать большие какие перемены в жизни или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует... Живи хорошо как семьянин, как гражданин, как сын Церкви... и освятит тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона». Будем же стремить¬ся к тому, чтобы в нашей временной жизни было как можно больше встреч с нашим Спасителем, чтобы во время последней из них, в день судный, мы сподобились услышать обращенный к нам Божес¬твенный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34). Если мы всегда будем держать па¬мять о Господе — а память о Господе есть непрестанная молитва,— то мы вовек не согрешим. Такой молитве очень легко научаться в храме Гос¬поднем, потому что богослужение и есть непрестанная молитва. А «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»,— сказал Гос¬подь. Господь присутствует среди нас и каждому из нас желает спасения.
Пусть праздник Сретения Господня так и запечатлеется в на¬шем сознании: не исполнение ка¬ких-то внешних законов спасает нас, а только переквашивание собственного существа с греховного на святое. На это дело мы Богом посвящены и освящены, и на это де¬ло Божие мы получаем помощь от Господа.
|