Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Праздник Крещение Господне – один из самых древних праздников нашей Церкви, который именуется также Богоявлением, праздником Светов. Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
В неделю по Богоявлении воспитанники воскресной школы при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглина собрались на очередной урок, посвященный этому великому празднику. В начале занятия преподаватель Светлана Петровна Ицкова обратила внимание юных чад на то что, Крещение Господне относится к двунадесятым праздникам, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы, и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление – Господский праздник.
В продолжение урока Светлана Петровна ознакомила юных христиан с событиями праздника. Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришел Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлен и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились»(Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»(Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.
Преподаватель обратила внимание воспитанников на особенность богоявленского богослужения – это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник – Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз – в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
По сложившейся традиции, воспитанники вместе со Светланой Петровной рассмотрели икону «Крещение Господне», ознакомились с иконографией и смыслом, а также прочитали акафист, молитву, прослушали тропарь и кондак праздника.
В завершении урока преподаватель вместе с юными христианами посетили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Мглине, приклонились к иконе Иоанна Крестителя и пришли к выводу, что главная мысль праздника Богоявления – это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. Очень ярко и точно выразил эту мысль апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14).